Инфобез. Якутия

Мошенническая схема "Мамонт" или фейковые курьерские доставки

Мошенничество
Евгений Иванов, руководитель группы по выявлению и реагированию на киберинциденты CERT-GIB, и Яков Кравцов, зам. руководителя отдела спецпроектов Департамента защиты от цифровых рисков Group-IB, рассказали о схеме «Мамонт» и как с ней бороться.

Мошенническая схема "Курьер" или "Мамонт"

В классической схеме "Мамонт" мошенники похищают деньги и данные банковских карт у жертв под предлогом оформления фейковой покупки и доставки товаров с популярных маркетплейсов. По данным на конец лета 2023 года, в России по схеме «Мамонт» работали 17 активных преступных групп.

Первое массовое использование в России схемы «Курьер» или «Мамонт» («мамонтом» на сленге мошенников называют жертву) специалисты CERT-GIB и Group-IB Digital Risk Protection зафиксировали летом 2019 года после обращений обманутых пользователей. Пик активности этой мошеннической схемы пришелся на 2020 год в связи с пандемией и резким переходом на удаленную работу. Само собой увеличился спрос (на 30%-40%) на онлайн-покупки и услуги курьерской доставки.

После, сотрудники Group-IB и CERT-GIB запустили расследование на тот момент популярной мошеннической схемы с фейковыми курьерскими сервисами. На тот момент более 40 преступных группировок успешно использовали мошенническую схему и ежегодный заработок всех преступных групп оценивался более чем в $6,2 млн.

Как устроена классическая мошенническая схема "Мамонт"?

  1. Злоумышленники, используя взломанные аккаунты или регистрируя новые, размещают объявления на бесплатных и популярных интернет-сервисах о продаже по заниженным ценам товаров, рассчитанных на разные целевые аудитории .
  2. Пользователи сервисов выходят на контакт со злоумышленниками с помощью внутреннего чата на самой интернет-платформе, после жертве предлагается уйти в мессенджеры Whatsapp или Viber для дальнейшего обсуждения вопроса покупки и доставки.
  3. В мессенджерах злоумышленники запрашивают у жертвы ФИО, адрес и номер телефона якобы для заполнения формы доставки на ресурсах курьерской службы.
  4. Далее пользователям предоставляют ссылки на фишинговые ресурсы, которые полностью копируют официальные страницы популярных курьерских служб. По ссылке будут представлены указанные ранее данные жертвы, которые она якобы должна сверить и после этого там же оплатить.
  5. Через некоторое время после оплаты товара покупателю сообщают, что на «почте» произошло ЧП. Легенда может быть любой и жертве предлагается оформить «возврат средств». На деле, происходит повторное списание той же суммы без какого либо возврата.

Позже появился обновленный вариант мошеннической схемы, в котором мошенники выступают в роли покупателей, а не продавцов.

  1. Злоумышленники сами ищут объявления о продаже каких-либо товаров на всё тех же досках бесплатных объявлений (Обязательное условие для объявления – продавец разрешил с собой связываться по мобильному телефону, выбрав опцию показывать свой номер телефона всем желающим, и товар доступен для покупки с доставкой).
  2. Мошенник выходит на контакт с продавцом сразу через мессенджеры (не используя безопасные чаты интернет-площадок бесплатных объявлений) и проявляет желание приобрести выставленный товар.
  3. Мошенник сразу утверждает, что готов оформить “покупку с доставкой” и генерирует с помощью автоматизированного бота новую фишинговую страницу, используя реальное название, фото и цену лота.
  4. Когда фишинговая страница готова, злоумышленник пересылает ссылку жертве-продавцу в чат мессенджера, объясняя, что уже всё оплатил, и предлагая проверить, полученные денежные средства. Для "получения средств", жертве якобы необходимо ввести данные своей банковской карты.
На сегодняшний день существует огромное количество курьерских сервисов, под которые мошенники пытаются замаскироваться и создают фишинговые страницы.
"Мошеннику безразлично, чем занимается площадка — арендой недвижимости или продажей велосипедов, для него важно, чтобы на ресурсе сервиса была возможность внутренней коммуникации среди пользователей и «безопасные» сделки внутри самого сайта, что позволяет подменить конечную ссылку на созвучном домене для перевода средств."

Как защититься?

Рекомендации по обеспечению безопасности при оформлении покупок товаров или услуг через Интернет:

  • Доверяйте только официальным сайтам. Прежде чем ввести в какую-либо форму данные своей банковской карты — изучите адрес сайта, проверьте, когда он был создан и что о нем говорят другие. Если сайту пара месяцев — с большой долей вероятности он мошеннический.
  • Доверяйте только официальным сайтам. Например, сайт — cdek.ru, а остальные адреса — (cdek.nu, cdek.in, cdek.at, cdek-box.ru, cdek-dostavka.info) прямо указывают на подделки.
  • Большие скидки на технику — один из признаков того, что объявление создано мошенниками. Будьте осторожны.
  • Пользуясь услугами сервисов по продаже новых и б/у товаров, не уходите в мессенджеры, ведите всю переписку только в чате сервиса.
  • Не заказывайте товар по предоплате – оплачивайте только тогда, когда получили товар и убедились в его исправности.

Просто о сложном мире информационных технологий и безопасности.
Подписывайся на нас и узнавай новости первым!

Страница ВКонтакте -Защита информации Якутии
Страница Одноклассники - Защита информации Якутии
Подписывайтесь на YouTube-канал - Защита информации Якутии
Rutube-канал - Защита информации Якутии
Telegrm канал - Защита информации Якутии